Опасность попадания птиц в самолет и методы борьбы с ней

Мало, кто слышал о такой проблеме, но ежегодно она становится все более актуально, ведь случаи попадания птиц в самолеты учащаются. В английском языке даже есть специальный термин для этого — bird strike. Первым таким случаем в истории стало столкновение пернатых и летательного аппарата братьев Райт в 1905 году. Происшествие закончилось благополучно для пилотов, но, несмотря на это, верхняя консоль воздушного транспорта была повреждена. Следующий зафиксированный авиацией случай произошел в 1911, когда французский пилот был атакован орлицей, защищавшей гнездо. Пилоту пришлось отстреливаться из пистолета, можно представить его чувства, ведь кабина была открытой.

А первый трагический случай имел место 3 апреля 1912 года в небе над Калифорнией, около города Лонг-Бич. Американский пилот Калбрайт Перри Роджерс влетел в стаю птиц, управление заклинило и самолет упал в океан вблизи побережья. Пилота спасти не удалось.

Птица попала в самолет - 1912 Калбрайт Перри Роджерс

Попадание птиц в самолеты сегодня

История знает множество случаев, закончившихся трагично после того, как птица попала в самолет. Люди и пернатые гибнут, а авиакомпании несут миллионные убытки. По статистике, на каждую человеческую жертву, появившуюся по вине птиц, приходится около 1 млрд часов полетов. Пернатые же практически всегда умирают.

Птица попала в самолет

По предоставленным Росавиацией данным, в 2018 г. было зафиксировано 930 случаев столкновения птиц и самолетов. В 2017 г. эта цифра составила 926.

Самым трагическим результатом попадания птицы в самолет стало крушение самолета Lockheed L-188 Electra 4 октября 1960 года. При взлете из аэропорта Бостона самолет попал в большую стаю скворцов. 3 из 4 двигателей были повреждены, самолет потерпел крушение, а из 72 человек на борту погибли 62.

Почему птицы попадают в самолет?

Статистика попадания птиц в самолеты
Инфографика: «Вести Украина»

Основной причиной появления угрозы становится недостаточное обеспечение аэропортов орнитологическим оборудованием. Также расположенные недалеко от взлетных полос промышленные объекты и жилые здания, рядом с которыми скапливается мусор, привлекают пернатых, чьи перелеты к пище проходят по маршруту следования летающего транспорта.

Также причиной может стать прохождение через летное поле путей миграции разных видов птиц. Они делятся на сезонные и суточные, и во время первых риск столкновения выше. Причина заключается в том, что ежедневно по суточным путям летают «опытные» пернатые, старающиеся сами не попадаться на пути воздушного транспорта. Более молодые же пытаются оказаться в нужном им месте быстрее, что приводит к плачевному исходу.

Чаще всего в воздушные транспортные средства врезаются представители семейства куриных, а также чайки, кулики и гуси. Печальная участь редко ожидает воронов – эти умные пернатые стараются не приближаться к воздушному транспорту.

Опасность столкновения самолета и птицы

Чаще всего попадает птица в двигатель самолета. Вследствие скоростного напора, развиваемого, казалось бы, мягким телом, он часто выходит из строя и не подлежит восстановлению. Тушка весом 1,5-2 кг на скорости 700 км/ч способна врезаться в корпус с мощью, сравнимой с пулей калибра 50 мм.

Лопатки компрессора повреждаются и прекращают вращение. Несмотря на то, что деталь полностью ломается только в 3-4% случаев, это приводит к большим убыткам: транспорт вынужден вернуться в аэропорт, пассажирам нужно сменить рейс.

В Северной Америке попадание птиц в турбины самолетов обходится в 500 млн долларов ежегодно.

Пернатые могут врезаться не только в двигатель, но и в другие части воздушного судна. Чаще всего повреждаются такие элементы:

  • крылья и шасси;
  • антенна радиолокатора;
  • лобовое стекло.

Многие считают, что самая опасная ситуация наступает, когда птицы попали в двигатель самолета, но это не так. Разбившееся лобовое стекло способно не только перекрыть обзор пилоту, но и привести к полной разгерметизации кабины.

Попадание птицы в самолет

Птицы также часто попадают и в вертолеты, разрушая винты, стекла. Если вероятность спастись в вертолете у людей выше, но последствия для птиц, к сожалению, подобны и столкновению с самолетами.

Попадание птицы в вертолет
Sikorsky UH-60 после столкновения с серым журавлем

Как сделать так, чтобы птица не попала в самолет?

Так или иначе, по данным ICAO (Международная организация гражданской авиации) около 90% столкновений самолетов с птицами происходит на высоте до 1000 метров. То есть во время взлета или посадки. Таким образом, решением проблемы является освобождение этого пространства от птиц.

Летному составу предписывается снижать скорость полета и обороты двигателя при появлении угрозы, чтобы уменьшить повреждение деталей при неминуемом столкновении птицы и самолета. Это не всегда возможно во время взлета. Самыми уязвимыми в таком случае становятся турбовентиляторные моторы, пропускающие большой поток воздуха.

При попадании птицы в турбину самолета летательные аппараты с 2-мя и более двигателями способны продолжать полет, а экстренная посадка не будет угрожать пассажирам.

Проблема беспокоит правительство многих стран. В США, Китае, Германии и Италии были созданы специальные комитеты, занимающиеся разработкой и внедрением технологий, позволяющих избежать столкновений. Для отпугивания пернатых применяются такие средства:

  • пиротехника, совмещающая визуальные и звуковые эффекты;
  • пушки, создающие хлопки в воздухе;
  • биоакустическое оборудование, издающее пугающие пернатых звуки;
  • отпугивающие чучела и противопосадочные шипы.
Приспособление для предотвращения попадания птиц в самолет
Приспособление на окраине аэропорта для отпугивания птиц
Акустическая установка для предотвращения попадания птиц в самолет
Корейская мобильная акустическая установка для отпугивания птиц
Пушка для предотвращения попадания птиц в самолет
Специальная пропановая пушка для отпугивания птиц
Патруль для предотвращения попадания птиц в самолет
Автомобиль с сиреной для отпугивания птиц

Проблема состоит в привыкании птиц к повторяющимся звуковым и визуальным эффектам, поэтому необходимо искать новые записи и картины, способные их отпугнуть.

В некоторых аэропортах используют служебных хищников – соколов и ястребов. Их основная задача – испугать своим присутствием других пернатых. Хищники охотятся за добычей в аэропортах России, Грузии, Америки, Франции и других стран.

В российском аэропорту Домодедово службу несет ястреб по имени Брунхильда. Иван Дзюбяк, ее напарник, рассказывает о том, что они вместе выезжают на срочные вызовы и патрулируют территорию.

Если сотрудники аэропорта увидели птиц, летающих рядом с ВПП, принимается решение отпугнуть их с помощью сигнальных средств, или выпустив на охоту ястреба. На голову хищника надет клобучок, защищающий его от света.

Второй способ менее гуманен, но более действенен. В большинстве случаев Брунхильда ловит и съедает добычу. Напарник пытается не допустить этого, предлагая ястребу мясо специально купленных для этих целей перепелок. Пойманных и не съеденных пернатых выпускают подальше от ВПП или отдают в центы реабилитации, где о них заботятся и выхаживают.Патруль для предотвращения попадания птиц в самолет

Как борются со столкновением птицы и самолеты в разных странах

В США для отпугивания используют собак породы бордер-колли. Животные результативно справляются с возложенной задачей – расходы на ремонт авиационной техники после столкновения с пернатыми снизились с 60 до 20 тысяч долларов.

Сотрудники орнитологических центров Новой Зеландии предложили интересное решение. Вдоль взлетно-посадочной полосы было установлено электрифицированное покрытие, снижающее число живущих в верхнем слое земли червей. Вследствие этого уменьшилось количество пернатых, охотящихся за ними. Если рядом с ВПП находится водоем, его затягивают специальной сеткой для того, чтобы птицы не смогли приземлиться и найти место питания.

В Солт-Лейк-Сити пернатых отлавливают и переселяют, в Канаде портят яйца для того, чтобы не вылупливались птенцы. В отдельных городах их отстреливают, а тушки разбрасывают по полю для отпугивания.

Также во всех странах без исключения проводится укрепление наиболее уязвимых частей летательной техники. После этого проводятся испытания, результаты которых демонстрируют способность воздушного транспорта «пережить» столкновение.

Попадание птиц в самолеты в 2019 году

Летом 2019 года ленты новостей вновь наполнились обилием информации о попаданиях птиц в самолеты. Так, самолет А321 «Уральских авиалиний» совершил экстренную посадку в Подмосковье, как позже сообщилось именно по причине попадания в в оба его двигателя стаи пернатых. На видео ниже можно увидеть, как птицы пролетают мимо самолета, многим беднягам не повезло попасть в его турбины. Благо для самолета и его пассажиров все закончилось гораздо благополучней — никто не пострадал, не считая легких травм.

Нельзя не отметить профессионализм экипажа, который смог вовремя найти подходящее место и посадить самолет с поврежденными двигателями. Несколько фото с места происшествия (источник — Интерфакс):

Аварийная посадка А321 после попадания птиц в двигатели самолета

Аварийная посадка А321 после попадания птиц в двигатели самолета

Аварийная посадка А321 после попадания птиц в двигатели самолета

Аварийная посадка А321 после попадания птиц в двигатели самолета

Еще немного удивительного — ученые узнали, что за волосатый монстр найден на Камчатке.

ФОТО и ВИДЕО: nat-geo.ru, wikipedia.org, youtube.com, interfax.ru
РУБРИКИ: ДИКИЙ МИРСТАТЬИ
МЕТКИ:  ПТИЦЫРОССИЯСША

Понравилось? Поделись с друзьями 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *